Крупногабаритные транспортные средства выступают источником повышенной опасности. Этот фактор становится еще более значительным если автомобиль движется в темное время суток по оживленному шоссе. Для повышения безопасности сегодня все чаще используется так называемое контурное маркирование автомобилей светоотражающими лентами. Именно о таких полезных решениях, их типах, особенностях использования мы поговорим в этом обзоре.

Начнем с базовых моментов. Транспортные средства крупных габаритов вроде грузовиков различных классов, коммунальной, дорожно-строительной техники, выступают источником повышенной опасности. Степень опасности повышается по мере того как заходит солнце. Ночью вообще невозможно своевременно отреагировать и осуществить маневр на дороге, когда внезапно из темноты появляется грузовик или прицеп. Эта проблема решается с помощью обозначения габаритов и контуров авто. Самый очевидный способ для обозначения – габаритные огни, но их можно заметить только в случае включенного зажигания, поэтому если авто припарковано, такие огни бесполезны. Для решения этой проблемы уже несколько лет используют светоотражающие элементы, выполненные в форме лент. Лента – главный элемент контурной маркировки авто, которая обеспечивает видимость ТС для других участников дорожного движения. За счет своих свойств лента отражает свет фар других автомобилей, таким образом решая проблему неподвижной спецтехники.

Благодаря светоотражающим лентам обозначается не только транспорт, но и стационарные, раздвижные конструкции:

  • парковочные стволы;
  • отбойники;
  • шлагбаумы;
  • передвижные ограждения и много других конструктивных решений.

Иначе говоря, ленты универсальные и помогают достигать положительных решений в различных сферах.

Особенности, разновидности светоотражающих лент

Что касается конструкции и внутреннего состава, то светоотражающие ленты достаточно просты. Их основу составляет полимерная пленка, на которой размещаются элементы, отражающие свет. Тыльная сторона покрывается клеевым слоем, прикрытым пленкой на бумажной основе. Также сверху лента может иметь защитный слой, блокирующий вредное УФ-излучения солнца. Защита даже способна противостоять кислотам и влажной среде.

По способу формирования светоотражающие ленты делятся на:

  1. Сплошные. Рефлекторы на них имеют форму призм или сфер. Наносятся методом штамповки.
  2. Сотовые. Элементы имеют шестиугольную форму, дополнительный полимерный слой.

Сплошные ленты имеют ровную поверхность, на которой можно увидеть структуру если сосредоточить зрение на определенном участке. Ленты такого типа просты в производстве, стоят дешево. Однако коэффициент отражения света у них не лучший, к тому же есть еще один недостаток – ограниченный угол отражения. Если луч падает под углом 40–50° отображения практическое нет.

Сотовые, они же ячеистые ленты, в производстве сложные, поэтому и стоят дороже. За счет наличия гексагональных рефлекторов сотовые ленты лучше отражают свет, имеют более широкие углы отражения. Итак, благодаря сотовым лентам контурные маркировки становится максимально эффективными.

Отдельно следует рассказать о разновидности сотовых лент, которые называют алмазными. За счет дополнительного слоя и специальной структуры, они имеют рекордный светоотражающий коэффициент, углы отражения. Алмазные разновидности легко узнать по блестках, которые покрывают поверхность рефлектора.

Отличаются герои нашего обзора окраской и внешним видом:

  • с равномерно окрашенной поверхностью;
  • с разделением на сегменты одного цвета
  • с полосами;
  • двухцветные решения с стреловидными, диагональными рисунками контрастных тонов.

Несмотря на то, что ленты имеют разные цвета, согласно правилам, для маркировки автомобилей используют только желтые, оранжевые, белые, красные варианты. Также распространены "зебры" с сочетанием красного/белого или красного/желтого цветов, но обычно их используют для маркировки дорожных ограждений, парковочных мест. При изготовлении дорожных знаков применяют другие цвета – синие, зеленые, серебристые, контрастные дуэты вроде бело-синего, черно-белого, черно-желтого.

Правила применения светоотражающих лент

Проблема определения габаритов транспорта стоит достаточно давно. Первый правовой стандарт был принят еще в девяностые годы прошлого века, и не так давно пересматривался повторно.

Согласно новым нормативам, маркировка наносится только на боковые и задние поверхности определенных транспортных средств. Цвет лент не регламентируется, но практика показывает, что чаще всего по бокам используют маркировку желтого или белого цветов, в то время как сзади нередко применяют желтые, белые, красные отметки. Нормы действуют для грузовиков массой свыше 7,5 т., прицепов массой от 3,5 т.

Контурная маркировка задней поверхности выполняется на ТС шириной от 2,1 метра. Исключение составляют тягачи и грузовики, которые не имеют надстроек. Также маркировка наносится на боковые поверхности по всей длине, если она составляет более 6 метров.

Ленты располагают на определенном расстоянии от поверхности дороги, элементов автомобиля или прицепа:

  • внизу – не ниже 25 см над дорогой, но не выше 1,5 мм уровня дороги;
  • сверху – в пределах 0,4 мм от верхнего края транспортного средства.

На боковой поверхности общая длина покрытия должна составлять не менее 80 % длины авто. В исключительных случаях, длина может быть сокращена до 60 % и даже 40 %.

Ленты наносятся на следующие поверхности транспортных средств:

  • на всю длину фургона, цистерны, прицепа, платформы;
  • на всю длину боковой стороны кабины;
  • по периметру задней поверхности фургонов, цистерн;
  • в углах боковых сторон фургонов;
  • в нижней части бортовой платформы.

Сам процесс нанесения не вызывает вопросов. Сначала измеряется длина, отмечаются места, отрываются необходимые куски. Места наклеивания тщательно отмываются, обезжириваются. Остается отделить подложку от клеевого слоя и прижать рефлектор на место. Важно выполнять наклейку ровно, избегая пузырьков и складок.

Современные рефлекторы имеют надежную клеевую основу, которая позволяет использовать ленту в течение 8-ми лет. Материал не боится грязи, моющих средств, механического, УФ-воздействия.